Дорогие братья и сестры!
Поздравляем вас с наступающим праздником Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа!
Преображение Господне – историческое событие, суть которого состоит в том, что Господь Иисус Христос предстал перед ближайшими учениками в сиянии нетварного Божественного света (Божественной славы), явив Своё Божественное достоинство, обоженность Своей плоти по человеческому естеству. Об этом событии сообщают три евангелиста (Мф.17:1-9, Мк.9:1-8, Лк.9:28-36). «Господь преобразился не без причины, но дабы показать нам будущее преображение естества нашего и будущее Свое пришествие», – пишет святитель Иоанн Златоуст.
Фавор или не Фавор?
В Евангелии не сообщается название горы, на которую Иисус Христос возвел учеников Своих. Согласно же церковному Преданию, Преображение произошло на горе Фавор (например, отсюда происходит выражение: Фаворский свет). При этом иногда высказывается мнение о том, что горой Преображения является не Фавор, а один из отрогов горы Ермон.
Да будет свет!
Явленный Господом Фаворский свет не есть ни сущность Божия, ни создание, но проявление Божеской сущности, Божественная энергия, воспринятая апостолами в виде сверхъестественного сияния (нетварный свет бывает доступен созерцанию православных подвижников на высших ступенях молитвенного делания). Следуя св. Дионисию, этот свет «ни помыслить, ни описать, ни каким-либо образом рассмотреть невозможно». Не являясь умопостигаемой или чувственно воспринимаемой реальностью, нетварный свет есть, по слову св. Григория Паламы, «свет небесный, необъятный, надвременный, вечный, свет, сияющий нетлением, свет, обоживающий обоживаемых» (св. Григорий Палама).
Пророк «из преисподней»
Святой пророк Моисей явился Спасителю и Его ученикам из шеола (в древней библейской традиции так называлась обитель мертвых), так как событие Преображения имело место до Воскресения Христова. А пророк Илия, как мы знаем из Ветхого Завета, был вознесен на Небо живым, в теле, так что и пребывал он не в преисподней. «Он [Христос] дает знамение с неба, когда Илия сходит оттуда, куда взошел, и когда Моисей восстал из преисподней», — пишет св. Иероним Стридонский в «Толковании на Евангелие от Матфея». «Этим явлением Иисус Христос хотел научить учеников тому, что Он имеет власть над жизнью и смертью, и владычествует над небом и землей. Для того-то и являются здесь и умерший, и еще не испытавший смерти», — пишет св. Иоанн Златоуст.
Почему август?
Как следует из Евангелия, Господь Иисус Христос преобразился через 6 / 8 дней после того, как в селениях Кессарии Филипповой открыл Своим ученикам, что Ему предстоит идти в Иерусалим и пострадать. Таким образом, Преображение Господне состоялось незадолго до принятия Им Крестных Страданий и смерти. Тем не менее, Церковь установила праздновать этот день 6 августа. По некоторым оценкам, она нашла нужным перенести дату празднования Преображения Господня на август с тем, чтобы день столь радостного воспоминания не совпадал с периодом Великого поста.
От Преображения к Крестовоздвижению
Есть мнение, что причина, по которой праздник Преображения празднуется Церковью именно 19-го августа (6-го августа по старому стилю) в том, что на сороковой день сорок дней после Преображения отмечается другой праздник, посвященный крестным страданиям Спасителя – праздник Воздвижения Креста Господня (27-го сентября). Поэтому Преображение Господа следует рассматривать, как событие, тесно связанное с Его Крестными страданиями, Крестной смертью. Так, например, в кондаке 7-го гласа службы на Преображение поётся: «На горе преобразился еси, и якоже вмещаху ученицы Твои, славу Твою, Христе Боже, видеша, да егда Тя узрят распинаема, страдание убо уразумеют вольное…».
Вглядываясь в икону
Иконографии Преображения Господня особенно свойственно изображение Иисуса Христа в белых одеждах, в обрамлении «облака славы». Нередко на иконах Преображения Господня бывают представлены лучи, исходящие от сияющей фигуры Христа на апостолов. Этим, помимо прочего, подчеркивается, что они смогли созерцать нетварный Божественный свет, излучаемый от Христа, в силу того, Он, выражаясь словами св. Григория Паламы, «вложил божественную силу в очи апостолов и дал им воззреть и увидеть» его.
Об освящении плодов
Основанием для установления обычая освящать плоды на Преображение Господне явилось то, что на Востоке (в частности, в Греции) к августу поспевают плоды, важнейшими для пропитания из которых являются злаки и виноград. Эти плоды приносятся для благословения, в знак благодарности Богу, а также по причине их прямого отношения к Таинству Евхаристии, о чем говорится в молитве, читаемой над «гроздием». В тех местах, где виноград не растет или не поспевает к этому времени, освящаются яблоки, но они освящаются другой молитвой, только как «начатки овощей».
«Яблочный Спас»
Праздник Преображения Господня в народной традиции именуют «Яблочным Спасом». Это название никак не отражает духовного смысла праздника и является проекцией аграрного календаря на календарь церковный. Нелепость названия заключена в неправильном использовании слова «Спас». Спас – это Спаситель, сам праздник Преображения – Господский, и посвящен одному из событий из земной жизни Господа Иисуса Христа, а не созревшим плодам. Необдуманно называя Преображение Господне Яблочным Спасом, люди невольно именуют Господа «яблочным Спасителем». Звучит не просто нелепо, но и в определенной мере кощунственно. Но, увы, так называемый народный календарь пестрит подобными названиями. Только одних «Спасов» аж целых три – медовый, яблочный, ореховый.
Что делать?
Православному христианину в этот день стоит прийти в храм, в первую очередь для того, чтобы разделить духовную радость со своими братьями и сестрами, и причаститься Святых Христовых Тайн. А после подумать о благословении плодов.
Пост подготовлен по материалам портала
«Азбука веры» https://azbyka.ru/days/prazdnik-preobrazhenie-gospoda-boga-i-spasa-nashego-iisusa-hrista